Развитие без границ
02.08.2017
Поделиться: 2
  • Facebook
  • Vkontakte
6034

Повторение – мать учения: 7 аргументов в пользу

Повторение материала – важный аспект обучения. В старой пословице скрыт основной секрет обучения ребенка чему-либо. Посмотрите на малышей. Чтобы они что-то запомнили, а потом вспомнили и стали использовать, взрослому человеку потребуется повторить название предмета или показать принцип его действия несколько раз. Но путем постоянного повторения родитель добивается от ребенка нужного результата.

Как происходит запоминание информации?

В дошкольном возрасте дети самостоятельно начинают учиться что-то запоминать, обычно это небольшие стихи или короткие песенки. Многократное повторение учебного материала формирует у малыша произвольную память.

Произвольная память помогает ребенку запоминать что-то с помощью волевого усилия. Это упрощает жизнь и детям, и родителям, но существует одно условие, которое следует учитывать при попытке задействовать произвольную память. Ребенок должен быть заинтересован в том, чтобы что-то запомнить.

Ситуация: Нужно выучить цифры.

Два варианта стимуляции памяти:

1) Это просто нужно. Ребенку неинтересен процесс, запоминание вряд ли будет успешным.

2) Он получит «звездочку» от воспитателя за правильное выполнение задания. Активизируется произвольная память, ребенок хочет отличиться, а значит, постарается запомнить все, что нужно.

Когда школьник начинает обучение, поток информации, который он обрабатывает, возрастает многократно. Ребенку приходится отсеивать ненужное, выбирать и запоминать самое важное. Произвольная память тут придется кстати.

На тренировку процесса сравнения и анализа направлено выполнение домашних заданий. Кроме того, постоянное повторение материала переведет его из кратковременной памяти в долговременную.

повторение изученного материала

Виды и методы повторения

Повторение изученного материала включает в себя 3 шага к запоминанию любой информации надолго:

1) Впечатление.

Чтобы получить впечатление от информации, на ней нужно сосредоточиться и перестать обращать внимание на внешние раздражители. Либо информация сразу должна произвести на ребенка впечатление – именно так запоминаются какие-то яркие вещи или страшные рассказы.

2) Повторение.

Успешнее всего запоминание проходит, когда интервалы между повторениями составляют 15 минут. То есть большой текст или другую информацию нужно разделить на части и повторять последовательно через каждые четверть часа. Перед тем, как ответить на уроке или сделать домашнее задание по пройденной теме, запомненное нужно еще раз повторить.

3) Ассоциации.

Есть специальная система запоминания через ассоциации. Ребенку нужно найти ассоциацию с заучиваемой информацией, которая затем при необходимости пробудит воспоминание.

Почему важно повторить пройденное на уроке?

Повторение пройденного материала очень важно. Это позволяет стимулировать процесс мышления и разобраться в материале. Есть еще несколько аргументов в пользу обновления полученной информации:

  • Развивается память, образуются новые нейронные связи.
  • Появляется концентрация внимания на изучаемом объекте.
  • Углубляются и проверяются уже полученные ранее знания.
  • Осуществляется систематизация получаемой информации.
  • Оттачиваются и доводятся до автоматизма навыки.
  • Запоминается выбранная информация.
  • Определяются непонятные места в пройденном материале.

повторение изученного материала

Как помочь ребенку повторить и усвоить пройденное на уроке?

Не стоит давить на сына или дочь, постоянно заставляя отчитываться в том, что ребенок сделал и как именно выполнил домашнее задание. Будьте спокойнее и мудрее, станьте другом.

1) Больше общайтесь. Спрашивайте, как прошел день, внимательно слушайте, задавайте вопросы о том, что было в школе и что нового ребенок узнал.

2) Стимулируйте повторение наглядными материалами. На холодильник можно повесить яркую таблицу умножения, а в коридоре на двери – плакат с правилами русского языка. Каждый раз, когда ребенок обувается, он будет видеть их и непроизвольно повторять материал.

3) Помогайте с уроками, когда он просит о помощи. Нельзя полностью отстраняться от проверок домашнего задания, но и давить на ребенка тоже нельзя. Предложите ему сделать работу самостоятельно, а если видите, что у него не получается, немного помогите. Только не выполняйте все за него.

4) Организуйте правильное рабочее место. У школьника должен быть свой стол. Найдите время, когда его ничего не будет отвлекать от занятий.

5) Пользуйтесь современными технологиями. Производители компьютерных игр и ПО готовы предложить обучающие программы, которые в игровой форме позволят ребенку выучить иностранный язык, освоить математику или химию. Это интересно и полезно.

6) Помогайте найти практическое применение информации. Ребенок не понимает, зачем ему нужна математика? Отправьте его в секцию моделирования – там нужно будет сделать расчеты, чтобы получить результат. Не хочет заниматься физикой – клуб юных ученых докажет, что наука может быть очень увлекательной.

7) Мотивируйте и хвалите. Не забывайте отмечать даже маленькие успехи вашего ребенка, награждайте его поездками и развлечениями за достижения в учебе.

8) Хорошо кормите ребенка и давайте ему отдохнуть. Правильное питание, здоровый сон, занятия физкультурой и игры на улице сделают для вашего ребенка больше, чем многочасовое повторение материала сразу после школы. Уставший мозг все равно не запомнит нужной информации и придется возвращаться к началу.

Итак, повторение пройденного материала необходимо для того, чтобы понять информацию, запомнить и научиться применять ее на практике.

повторение пройденного материала

Упражнения для повторения пройденного материала

Упражнение  «Работа с текстом»

Цель: помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.

Необходимо подготовить несколько небольших текстов (1—2 стр.): рассказы, биографии, научные статьи об открытиях или природных явлениях (можно взять из школьных учебников, детской энциклопедии). Учащимся могут потребоваться большие листы бумаги, фломастеры, например, для изображения схем.

Ведущий: Каждой группе будет предложен текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе.

На выполнение задания вам дается 15 минут.

Обсуждение:

  1. Что вызывало трудности и как их можно преодолеть?
  2. Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему?
  3. Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.?

 «Методы активного запоминания»

Учащиеся записывают информацию; кроме того, им раздаются памятки о каждом методе с инструкцией — попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя интеллектуальную работу с текстом. Например, метод ключевых слов

Что такое ключевое слово? Это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно - два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить — как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применять и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из которых выделяется минимальное количество ключевых слов: их необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый каркас текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

повторение пройденного материала

Важные правила повторения материала

  1. Демонстрируйте свой интерес. Когда малыш приходит домой из школы, обязательно спрашивайте, как прошел его день, что нового узнал на уроках, что поразило его больше всего.  Так вы не только поможете ребенку вспомнить пройденный материал, но и укрепите семейные отношения.
  2. Организуйте удобное рабочее место. Подберите стол и стул под рост сына или дочери, установите удобные полочки для книг, освободите место для учебных принадлежностей.  В комфортных условиях и учиться приятнее.
  3. Позаботьтесь о полноценном питании и отдыхе. Переутомление еще никому не помогло лучше изучить новый материал.
  4. Мотивируйте к обучению. Предложите малышу приятный бонус за хорошие оценки в табеле – желаемого трансформера или поездку в парк аттракционов.  Но не спускайте обучение в систему «работа – вознаграждение», ищите золотую середину между приятным и полезным.